Про связь чуть есть у меня:"РАДИО в войне из четырех частей (много):
1. ПРИОРИТЕТЫ
Кто и где изобрел радио напоминать не буду?
Итак, 'По штату военного времени в ПЕРВУЮ мировую войну русская армия имела по одной роте с 8 радиостанциями при каждом штабе армии и по одной радиостанции при каждой кавалерийской дивизии. Полевые радиостанции этого времени могли обеспечивать связь на 230-250 км.' ...'Парадоксально, но к началу войны западные армии, будучи богаче русской армии техникой, имели ещё меньше радиосредств. Так, в германской армии было всего 40 полевых радиостанций, а в английской - ещё меньше. Пользоваться радиосвязью тоже не умели и очень часто передавали важные сообщения открытым текстом, нешифрованно.'.
Коммунисты, на удивление, не профукали первенство: 'К концу 1920 года специальные войска связи насчитывали один поезд связи, 13 отдельных батальонов связи, 79 телеграфно-телефонных рот, 13 отдельных рот связи, 3 радио-базы, 38 отдельных радиостанций, склады, мастерские и другое. Общая численность войск связи превышала 100 тыс. человек (!).'.
"Бывший командир радиодивизиона 1-й Конной армии А. Л. Минц стал главным разработчиком мощных и сверхмощных радиовещательных станций СССР - Сокольнической (20кВт, 1926г.), им. Коминтерна (500 кВт, 1933г.), первой в мире (!) мощной коротковолновой РВ-96 (120 кВт, 1938г.) и других."
http://www.rt.mipt.ru/misc/radio/index8.html Уровень разработок был примерно такми:
"Земля" - радиостанция времен Великой Отечественной Войны. При обучении разведчика работе на ней не требовалось изучения азбуки Морзе и навыков в поиске сигналов радиоузла, поскольку было предусмотрено визуальное считывание с табло частоты для настройки передатчика разведчика, а также различных команд, передаваемых Центром. Информация накапливалась на магнитную ленту (!!!) и передавалась на радиоузел с высокой скоростью (радиограмма в 300 групп пятизначного текста передавалась за несколько секунд)."
По ссылке на фото посмотрите.
http://www.oldradioclub.ru/issues/issue361.htm http://www.amrad.interdon.net/issues/issue361.htm Про рацию 'Север' я писал выше.
Так может все это были единичные разработки, не запущенные в массовое производство? Давайте, посмотрим:
2. ЗЕМЛЯ
'Станция РБ (радиостанция батальонная)(!) была создана в 1936 г. Она обладала широким диапазоном частот, работала на разные типы антенн и обеспечивала вдвое большую дальность связи, чем ее предшественница 6ПК. С 1938 г. начался серийный выпуск РБ, а уже в 1940 г. приступили к ее модернизации.'
Только в одном 1940 г. было выпущено 4523 шт. РБ (!).
'Одной из самых труднорешаемых задач стала организация связи низового звена армии - взвод, танк, батарея и т.п.(!!!) Имевшиеся станции РБ и РБМ не удовлетворяли по объему, весу и экономичности. Они транспортировались в двух упаковках и требовали для обслуживания двух человек. Но главным недостатком было даже не это. Низовых радиостанций требовалось на порядки больше, чем каких-либо других, и, работая на коротковолновом диапазоне в условиях крупных операций, они так забивали эфир, что диапазон становился практически непроходимым.' - Вспомним об этом когда будем говорить о радиостанциях на танках и самолетах.
Как советские конструктора решили задачу?
'Выход был найден в освоении УКВ диапазона. В 1940 г. была создана ультракоротковолновая радиостанция А-4, испытания которой дали сверхожидаемые результаты. Работая амплитудно-модулированным сигналом при мощности передатчика 1 Вт, станция обеспечивала устойчивую связь на 8 км при чрезвычайно высокой для того времени стабильности частоты.'
Вот сравнение следующей модификации А-7 с американским аналогом: 'В 1943 г. по ленд-лизу из США прибыла первая партия возимых (!) радиостанций SK-610, тоже с частотной модуляцией и примерно тех же параметров. Выглядела она наряднее, имела телескопическую антенну и громкоговоритель, но у нее практически имелось только две частоты, в то время как А7 имела 120 фиксированных частот, потребляла в несколько раз меньше энергии и была легче.'
http://radiomuseum.ur.ru/index8.html Скорее всего имелась ввиду американская SCR-610, возимая на джипе.
А7 имела необычное зарядное устройство:” Радиостанция А-7 была с частотной модуляцией вместо амплитудной - перехватывать ее немцам было невозможно. Нам удалось решить для партизан проблему зарядки аккумуляторов радиостанций: Иоффе помог оборудовать лабораторию по изготовлению термопар, и мы выпускали чайники и котлы, которые от костра при приготовлении пищи заряжали аккумуляторы»
http://www.msevm.com/oldradio/a7/ Еще одна УКВ: 'УКВ радиостанция РРУ обслуживалась одним бойцом-радистом как стационарно, так и на марше. Радиостанция имела по тем временам хорошие характеристики. Дальность действия - 2-4 км. Масса - 8 кг. В 1938 году большая партия радиостанций поступила в войска, заявив тем самым о начале широкого освоения УКВ- диапазона в армии.
В августе 1939 года РРУ прошли боевое крещение на Халкин-Голе. С учетом полученного опыта к концу 1939 года Владимир Иванович Немцов разработал радиостанцию ротной (!) сети РРС.'
Очень сложно найти данные по выпуску всех радиосредств промышленностью.
Можно судить только по косвенным данным, например отсюда
http://www.battlefield.ru/radio/index_r.html .
'Советское правительство вынуждено было несколько раз пересматривать вопрос о сроках пуска эвакуированных радиозаводов, однако, несмотря на принимавшиеся энергичные меры, ни один из этих сроков не был выполнен, что привело к резкому сокращению поставок радиосредств в действующую армию. Так, если в 3-м квартале 1941 года в армию было поставлено 43702 единицы (!) радиосредств, то в 1-м квартале 1942 года - всего 3684 шт.'.
Третий квартал 1941 года (июль-сентябрь) - 43702 единицы ! Вдумайтесь в эти цифры. Да, сюда входили и телефонные (телеграфные) аппараты - если брать долю их выпуска по данным 1940 года из таблицы приведенной источником выше она составит 82%.
Таким образом 18% от 43702 единиц это 7866, т.е. примерно столько радиостанций (включая самолетные и танковые) было произведено в третьем квартале 1941г. А за первые 6 месяцев? А в предыдущие годы?
3. РАЦИЯ НА ТАНКЕ
'До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц (!) около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время.'
http://www.battlefield.ru/radio/index_r.html А выпускались еще танковые РТУ, КРСТБ, 10-РК-26,10-РТ, 9-Р и др.
Т.е. в год примерно 4800 ? Как же это получается 10-20 % танков?
Очень просто - эти радиостанции ставились также практически на все на бронемашины.
Мешало это танкистам?
Давайте послушаем уважаемого человека - Федоренко Я. Н., генерал-лейтенант танковых войск, начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии в 1940 году на совещании комсостава приводил такой пример: 'Я хочу обратить внимание на вопрос радиосигналов. Радиосигналы широко(!) применяются в танковых войсках. Мы, например, пишем 25 - это значит двигаться с исходного положения; 40 - все направо; 20 - все налево; 50 - все кругом и т. д. и т. п. И эти сигналы доводятся до танка. Я на учениях взял таблицу сигналов и по ней скомандовал: 'все кругом!', и все соединение вместо атаки повернуло кругом. Командир соединения ничего не мог сделать Таких сигналов, которые можно дать с любой машины для всего соединения, мы не можем допускать. Сигнал командира корпуса должен знать только командир дивизии и его штаб. Только в роте можно допустить, чтобы сигнал роты знала вся рота. А у нас дается один сигнал для всех, и если противник захватит разведчика, он может сорвать всю операцию, дав сигнал для всего соединения, то есть может взять управление в свои руки.'
http://militera.lib.ru/docs/da/sov-new-1940/74.html Так называемые 'устаревшие' БТ-7 'после 1938 г. уже все получили радиостанцию марки 71 -ТК -1 и танковое переговорное устройство ТПУ-3 Для связи на близком расстоянии применялась радиостанция РТУ , а на дальнем - 71-ТК-1. Обе станции оснащались штыревыми антеннами.'
Плюс сотни других данных о наличии радиооборудования на танках и бронемашинах в самом начале войны.
Подводя итог могу сказать, что коммунистические историки здесь осуществили в очередной раз подмену понятий.
Да, радиостанции стояли не на всех танках, хотя и 10-20% представляется очень заниженной цифрой .
Мешало это управлению танковыми соединениями?
Думаю, нет.
ВСЕ танки были оборудованы радиоприемниками!
Зачем НЕ командиру обратная связь?
Ты, рядовой - получил задачу, умри, но выполни!
Плюс, вспомните про забивание эфира.
Можно спорить правильная эта концепция или нет, но говорить про отсутсвие какой-либо связи не надо!
Кстати аналогичная ситуация с самолетами.
4. САМОЛЕТЫ
С рацией на танке будем считать что разобрались?
Нужна ли рация на самолете? Давайте послушаем еще одного свидетеля: 'А.А. Туржанского "Во главе Советской авиации" в сборнике "Реввоенсовет нас в бой зовет" - М., Воениздат, 1967, с. 186-187.
"В 1931 г. меня назначили командиром авиабригады Научно-испытательного института ВВС. В середине июня 1931 главком ВВС П.И. Баранов сообщил мне, что в ближайшие дни Центральный аэродром посетят члены Политбюро во главе со Сталиным и будут знакомиться с авиационной техникой.
Самолеты я выставил на юго-восточной окраине аэродрома: истребители И-4, И-5, французский "Потез", чешский "Авиа", далее разведчики, легкие бомбардировщики Р-5, тяжелый бомбардировщик ТБ-1.
Около полудня на аэродром въехала вереница автомашин. Гости пешком двинулись к самолетам. Ворошилов приказал сопровождать всех и давать необходимые пояснения.
Я предложил осмотреть сначала самолет И-5. Сталин по стремянке поднялся в кабину, выслушал мои пояснения и вдруг спросил:
- А где здесь радио?
- На истребителях его еще нет.
- Как же вы управляете воздушным боем?
- Эволюциями самолета.
- Это никуда не годится!
На выручку поспешил инженер по радиооборудованию. Он доложил, что опытный экземпляр рации имеется, но проходит пока лабораторные испытания. Сталин сердито взглянул на Орджоникидзе и Баранова, потом повернулся ко мне.
- Показывайте дальше!
Следующим был французский самолет "Потез".
- А у французов есть радио? - поинтересовался Сталин.
Мой ответ был отрицательным.
- Вот как! - удивился он. - Но нам все равно нужно иметь радио на истребителях. И раньше их.
Затем мы подошли к самолету Р-5. Сталин опять спросил:
- Здесь тоже нет радио?
Я отвечал, что на этом самолете имеется рация. Если угодно, то можно поднять самолет в воздух, и тогда гости могут с земли вести разговор с экипажем.
Настроение Сталина несколько поднялось. Он вроде бы даже пошутил:
- А вы не обманываете? Покажите мне радиостанцию..."
Заметьте о каком годе идет речь - 1931!
http://www.duel.ru/199924/?24_4_1 Походил т.Сталин по аэродрому и через 10 лет ничего не сдвинулось с мертвой точки?
Кстати, про бомбардировщики историки забывают, но 'В 1936 г. была принята к производству коротковолновая радиостанция РСБ
(радиостанция самолета-бомбардировщика).
РСБ имела мощность в антенне 50 Вт и обеспечивала связь телефоном на 350 км,
а телеграфом - на 1500 км.' Похоже все бомбардировщики имели радиостанции.
А завод в Горьком: 'В период с 1933 -1937 годы радио-производство уже составило 82% объема выпускаемых изделий. Были освоены самолетные радиостанции: 15-СК ( С - самолетная, К- коротковолновая), 15-СК-1, 5-СУ (У- ультракоротковолновая), РСВС, РСВС-1 v ближнего действия; РТБ, РТБ-К (Р- радиостанция, Т- транспортных, Б- тяжелых бомбардировщиков), РСБ v коротковолновая для бомбардировщиков, РСБ-М, РСД, РСД-М (Д- для дальних бомбардировщиков с комбинированным диапазоном "СВ" и "КВ") v дальнего действия; наземные радиостанции средней мощности v 3А, II-АК (А- автомобильная); из радиоприводных v АПР-3 (А - авиационная, П - приводная); пеленгационных v 54ДП, а также РУК v радиоузел для высших войсковых соединений и другие. Выпуск радиостанций увеличился в 8,2 раза (!).'
http://museum.nnov.ru/nitel/expoz/svtec/svtec.htm Радиостанция РСИ-4 (а она в то время устанавливалась на наши новейшие истребители) в телефонном режиме позволяла поддерживать связь на дальности до 150 км. В то же время следует иметь в виду, что к началу войны в авиации оставалось большое количество радиостанций производства 1932-1936 гг., таких как 14К [14СК. - Прим. РМ РКК] с дальностью телефонной связи до 50 км и 15К [15СК. - Прим. РМ РКК] соответственно с дальностью до 30-40 км. Последними, видимо, и должны были быть вооружены истребители И-16, И-15, И-153, составлявших основу истребительного парка СССР.
http://www.rkk-museum.ru/documents/press/iap.shtml Ситуация аналогична радиооборудованию танков. Рации у командиров для двухсторонней связи. А ПРИЕМНИКИ у всех!
Почему? Ну еще одной из причин являлась цена, народную копеечку при том социализме иногда считали: '"Все истребители должны были оснащаться приемниками РСИ-4 (в этом случае цена самолета с мотором и оборудованием определялась равной 236 тыс. рублей), а каждый третий (!) - еще и передатчиком РСИ-4 (цена самолета - 238 тыс. руб.).'
'Еще в процессе госиспытаний И-200 в сен-тябре 1940 г. проверялась работа станции РСИ -3 ( РСИ - радиостанция истребителя) с приемником РСИ-4 'Малютка' на дальность 70 км, при этом были получены удовлетворительные результаты. В феврале 1941 г. в HИИ ВВС была оценена максимальная дальность уверенного приема радиостанции РСИ -3, которая составила 150 км. Кроме того, РСИ-3 имела всего шесть фиксированных частот для связи, а РСИ -4 - уже 90. Hачиная с 51-го самолета 6-й серии каждый третий истребитель МиГ-3 выпускался с радиопере-датчиком РСИ -4 [3].
Приемниками РСИ -3 или РСИ -4 оснащались все (!) серийные МиГи. Однако качество связи на многих машинах было неважным: из-за плохого экрани-рования системы зажигания мотора и неаккуратной металлизации самолета в наушниках пилота создавался постоянный утомительный шум, сквозь который было почти невозможно услышать радиосообщение. Дело доходило до того, что многие пилоты попросту обрезали шнуры шлемофонов, чтобы они не мешали вертеть головой. Плохое
качество связи самым негативным образом отразилось на потерях советских истребителей в начальный период войны. Hо во многом были виноваты и эксплуатационники: многие инженеры строевых частей не умели как следует отрегулировать радиостанции (!)."
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Mig3/11.htm 'В 1940 году было выпущено 2362 истребителей И-153. Из них радиостанция "Сокол" была установлена на 1009, передатчик РСИ -3 "Орел" - на 211, приемник РСИ -4 "Малютка" - на 18.'
Да, связь была не очень, да, рации стояли не у всех.
Но когда организация связи была сделана по Уставу как она работала?
Обратимся вновь к мемуарам: '6 Воздушная армия, Северо-западный фронт
Вылеты наших истребителей с аэродромов планировались так, чтобы в каждой группе, хотя бы у ведущего, обязательно была приемо-передающая радиостанция для двусторонней связи с нашим наблюдательным пунктом. Если приходящая группа самолетов на связь не выходила, на вызовы не отвечала, то мы устанавливали связь командой: 'Ласточка', я 'Колокол', если понял, - покачай'. Когда самолет покачивал плоскостями, это значило, что все в порядке, летчик нас понимает, связь хотя и односторонняя, но есть, значит группа управляема (!).
Ведущий группы докладывал о подходе к наблюдательному пункту, просил сообщить воздушную и метеорологическую обстановку и разрешить следовать на задание. Все летчики внимательно слушали радиостанцию наблюдательного пункта, чтобы узнать обстановку в воздухе. С излишними разговорами в строю(!) мы вели беспощадную борьбу, так как они не только затрудняли управление, но и могли стать источником сообщения о вылетах нашей авиации.
Когда самолеты пролетали наблюдательный пункт и приближались к линии фронта, с ними вступали в радиосвязь авиационные представители в наземных войсках, которые сообщали им наземную и воздушную обстановку в данном районе боевых действий, указывали наземные и воздушные цели и по возможности наводили на них.
Однажды днем, когда воздушная обстановка была сравнительно спокойной и на вышке никого, кроме меня и дежурного телефониста, не было, вдалеке появилась группа вражеских самолетов Ю-87. Их легко было узнавать по неубиравшимся шасси. И в это же время подошла для патрулирования четверка наших истребителей, которую я стал немедленно вызывать на связь и наводить на группу 'юнкерсов'. Но ведущий группы на вызовы не отвечал и команду не выполнял.
Тут я заметил, что к нашей вышке неторопливо подходят одетые в бекеши Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко и командующий 27-й армией генерал-лейтенант Ф. П. Озеров. Вот они подошли, посмотрели вверх на лестницу и начали медленно по ней подниматься.
Положение было не из веселых: непрерывно зову истребителей, но они молчат и по-прежнему держатся в стороне и выше 'юнкерсов'. А они все ближе и ближе. Когда маршал поднялся на вышку, я доложил ему воздушную обстановку и еще раз очень громко приказал истребителям атаковать группу бомбардировщиков. И в это мгновение истребители, то ли они услышали, наконец, команду, то ли сами увидели противника, вдруг стремительно ринулись на 'юнкерсов'. Два или три самолета загорелись, а остальные бросились врассыпную, беспорядочно сбрасывая бомбы на головы своих же войск.
Был ясный тихий морозный день, небо синее-синее и видимость, как шутят в авиации, миллион на миллион.
Впечатление было настолько сильным и ярким, атака истребителей так молниеносна и красива, что маршал Тимошенко, по-видимому, был просто поражен и приказал поднявшемуся к этому времени на вышку генералу Дмитриеву представить всю четверку к награждению орденами Красного Знамени.'
http://militera.lib.ru/h/nwf/07.html